Принято считать, да так оно и есть, что промышленное производство отечественных самосвалов началось в январе 1935 г. на Ярославском автомобильном заводе выпуском самосвала ЯС-1. Годом ранее в НАТИ прошли испытания американские самосвалы «Джи-Эм-Си» и «МАК» с многозвенными гидравлическими подъемниками, продемонстрировавшие перспективность применения гидроподъемников по сравнению с ручными, рычажными или инерционными.

 

Самосвал ЯС-1 базировался на шасси ЯГ-4 и имел на 890 кг больший снаряженный вес. Самосвальный кузов, изготовленный из дерева и окантованный изнутри листовой сталью, имел объём 2,5 кубометра. Всего построили и отправили на стройки коммунизма 573 первенца советского самосвалостроения.

 

В 1938 г. в серийное производство пошла улучшенная модификация ярославского самосвала ЯС-3, собиравшегося на агрегатах модернизированного ярославского грузовика ЯГ-6. Новый самосвал отличался от предшественника усиленной рамой и улучшенной конструкцией двухцилиндрового гидроподъемника. Платформа ЯС-3 крепилась на металлическом надрамнике и через него шарнирно с рамой шасси. Посередине надрамника устанавливался стальной вал, с которым шарнирно соединялись головки двух штоков цилиндров подъемного механизма. Двухцилиндровый гидравлический подъемный механизм шарнирно соединялся с рамой перед задним мостом. Насос привода гидроцилиндров приводился в действие от коробки передач через коробку отбора мощности двумя карданными валами.

 

Рама кузова подобна раме грузовика, но в задней части была усилена прикрепленными к верхним полкам продольных балок уголками, и при подъеме кузова нагрузка передавалась на раму в трех точках соединения подъемного механизма. Для подъема кузова водитель включал привод насоса и поворачивал кран управления. Под давлением масла поршни двигались вверх, поднимая через штоки грузовую платформу. Движение поршней вверх могло продолжаться до тех пор, пока поршни не перекрывали отверстия, соединяющие верхние полости цилиндров с каналами распределительной головки. Такое прекращение подъема исключало возможность поломки штоков или крышек цилиндров от чрезмерного подъёма.

 

При опускании кузова путем поворота крана управления масло под влиянием веса платформы переходит из нижних полостей цилиндров по каналам в верхние полости. Насос – шестеренный. Платформа ЯС-3 по конструкции была полностью аналогичная первым ярославским самосвалам – деревянная, окованная внутри двухмиллиметровой листовой сталью. Передний и боковые борта устанавливались неподвижно. Каждый боковой борт усиливался пятью стойками, которые крепились к бортам и поперечинам надрамника. По кромкам боковых бортов клались бруски, окованные сталью. Для увеличения объёма платформы при перевозках легковесных грузов, например шлака или опилок, боковые борта снабжались съемными бортами. Задний откидывающийся борт делался из стали толщиной 3 мм, усиливался рамкой с тремя поперечинами из листовой стали. Управление задним бортом осуществлялось рычагом, расположенным у левого переднего угла платформы.

 

У самосвала ЯС-3 была одна интересная особенность. В рабочем положении рукоятки управления подъемом кузова мешали управлению автомобилем. Это было сделано для того, чтобы во время движения рукоятка всегда находилась в нерабочем состоянии и кузов был опущен.

 

Самосвалы ЯС-3 выпускались ярославским заводом до самого начала Великой Отечественной войны, широко использовались на стройках первых пятилеток. Они были просты в обращении, надежны и обладали большим сроком службы. Например, в автобазе Метростроя эксплуатировался большой парк автомобилей-самосвалов ЯС-3. Их годовой пробег превышал 50 тыс. км. А в течение 10–11 лет гидравлические подъемники сохраняли работоспособность, что полностью подтвердило перспективность применения только гидравлических подъемников для кузовов автомобилей-самосвалов.

 

11 ноября 1939 г. по случаю выпуска отечественной промышленностью миллионного автомобиля по улицам Москвы прошла колонна из 40 новейших отечественных автомобилей. Она финишировала на Театральной площади и наряду со старым самосвалом ЯС-3 москвичи могли увидеть первый опытный образец ЯС-4 на базе нового грузовика Ярославского автозавода ЯГ-7.

 

Но начавшаяся Великая Отечественная война свела на нет шансы самосвала ЯС-4, равно как и нового самосвала на базе опытного ЗИС-15.

 

Источник:www.autotruck-press.ru